Дети и гаджеты: как найти золотую середину

Дети и гаджеты: как найти золотую середину

Хотим мы того или нет, для современного ребенка планшеты и смартфоны – не баловство, а важная и привычная вещь. Она для всего – для учебы, развлечения, отдыха, общения. «До 18 лет никаких гаджетов» – утопия. Однако претензии к этим устройствам тоже выросли не на пустом месте. Как найти золотую середину – не лишить ребенка важного, но и не навредить?

Детский организм – растущий: ребенок развивается физически и психологически, по мере взросления совершенствуются все его органы и системы, в том числе нервная. О том, что смартфоны и планшеты якобы вредны именно для нервной системы ребенка, перегружая ее и травмируя, родители думают в первую очередь. А как обстоят дела на самом деле?

Что хорошо

Телефон, смартфон или планшет, как прежде компьютер, а еще раньше телевизор – все это в разное время вызывало опасения у родителей. Примерно с теми же аргументами: они портят глаза и нервы, отвлекают детей от учебы, а пользы от них никакой. И это неправда. На самом деле планшет можно использовать для обучения – чтению, рисованию, музыке. И при грамотном подходе оно будет проходить даже легче и успешнее обычного. Однако не стоит вычеркивать из жизни живые занятия – рисование фломастерами, чтение книг, резьбу по дереву.

Компьютерные игры тоже бывают полезными. С их помощью детям удается лучше усваивать информацию, концентрировать внимание. Головоломки хорошо развивают логику, а стрелялки способствуют развитию тактического мышления и быстроте реакции.

Что же касается зависимости, которой боятся больше всего, то это проблема ролевых игр, где дети смотрят на мир глазами какого-либо героя. С ними действительно стоит как минимум повременить и уж точно быть осторожными в любом возрасте. Агрессивные игры со стрельбой повышают у детей агрессивность, вызывают перевозбуждение и раздражительность, в конечном итоге могут приводить к задержкам развития.

Мультики? По большому счету не особо важно, где их смотреть – по телевизору либо на планшете. Если вашему чаду больше 3 лет и мультсеанс ограничен по времени, психологи и неврологи не видят в этом ничего страшного. Правда, есть исключение: обеды в компании мультфильмов ребенку нужно запретить – это очень вредная, хотя и распространенная сейчас привычка, которая приводит в итоге к нарушению пищевого поведения.

Что плохо

Худшая ситуация, в которой маленький ребенок может получать планшет, – это когда тот выдается в качестве мамазаменителя. То есть в качестве няни. Мама занята – работает, звонит, делает что-то по хозяйству, занимается собой, – и ребенку вручают гаджет со словами «вот, не мешай». Сначала – на 15 минут, потом на час, дальше – на весь день. Психологи предупреждают: именно так формируются отношения, в которых уже подросший ребенок предпочитает планшет общению с родителями.

Плохо и когда гаджет остается в руках ребенка слишком долго. Это приводит к перевозбуждению, которое у детей – признак перегрузки нервной системы. Если же «передозировка» хроническая, может развиться нарушение зрения. Какова норма? Ориентироваться можно на рекомендации, касающиеся и работы за стационарными компьютерами. Тут главное – смена деятельности: именно ее отсутствие приводит к проблемам с глазами, осанкой, нервной системой и к зависимости. Ее, кстати, неврологи объясняют так: никакими коварными особенностями в этом смысле гаджеты не обладают, просто при приятном времяпрепровождении в мозг выбрасываются гормоны удовольствия. Мозг запоминает это и фиксирует, что именно вызвало такой приятный эффект, – отсюда и привыкание.

Гаджет может выручить там, где ребенок действительно не может развлечься другим способом – ему нечем играть, невозможно выйти на улицу. Это, например, очередь к врачу, долгая поездка на машине или авиаперелет. В такой ситуации планшет действительно может быть полезен.

Что такое клиповое мышление?

Появлением в жизни детей разнообразных гаджетов объясняют такое явление, как клиповое мышление. Сlip переводится как «сокращать», «урезать». Клиповое мышление подразумевает восприятие информации в сжатой форме: быстрая смена красочных изображений, эмоциональных образов, коротких сюжетов. У нас, старшего поколения, это происходит иначе – на уровне понятия, то есть оформленной словами мысли. Это особенность, которая защищает мозг в условиях большого потока информации. Именно клиповое мышление объясняет тот факт, что современные дети легко справляются с огромным количеством нового, тогда как у взрослых «голова кругом».

Правда, есть один минус: воспринимают дети много и быстро со всем справляются, а вот знания зачастую оказываются поверхностными – это отмечают учителя в школах и преподаватели в вузах. Виноваты ли тут гаджеты? Конечно, нет. И дети – тоже. Это защитный механизм, а не патология, болезнь или повод для паники. Психологи говорят, что делать что-то с этим или для профилактики этого не надо, нужно лишь делать все возможное, чтобы дети жили не только в «клиповом» мире, но и в обычном – с музеями, театрами, рисованием, спортом, прогулками и всем тем, что взрослые часто называют нормальным миром.